История « обманутого китайского инвестора» получила продолжение. Предприниматель Чжу Цзунбяо рассказал, как развивал совместный бизнес с Кэ Цзядуном, который позже обвинил его в хищении крупной суммы со счетов предприятия.
Чжу Цзунбяо ведет бизнес в Казахстане более 25 лет. Сначала занимался экспортом черного металла. В 2007 году с казахстанским партнером открыли небольшой арматурный завод «Амир-А». Через восемь лет Чжу Цзунбяо решил увеличить производство и построить крупный завод.
« С Кэ Цзядуном меня познакомили друзья. С ним мы и договорились построить большой арматурный завод. У меня была уже земля и мини завод. Тогда я еще не знал, что у него были проблемы на Родине, он убежал оттуда. Летом 2016 года мы заключили внутренний договор на китайской стороне, работаем 50 на 50. Своему партнеру, с которым я вел ранее бизнес, я отдал 13% от своих 50%. Со стороны Кэ Цзядун было три учредителя: его дядя, сестра и он. Кэ Цзядун переживал, что его могут в Казахстане обмануть. Я временно, как грант, из своих 37% переписал на него 20%. Заключили между собой внутренний договор, что уже в Казахстане будем работать 50 на 50. В Казахстане по уставу компании у меня 17 %, у моего партнера 13%, а у стороны Кэ Цзядун 70%, но по нашему договору 20% мои», — рассказывает предприниматель Чжу Цзунбяо.
Очень часто между родственниками-учредителями Кэ Цзядуна возникали скандалы. Чжу Цзунбяо рассказал, что это очень сильно мешало ходу строительства завода. Чжу Цзунбяо не отрицает, что подделать подпись компаньона, затем снять деньги с банковских счетов предприятия было крайне необходимо.
« Его почти постоянно не было в Казахстане. Мне нужно было покупать металл, сотрудникам зарплаты выдавать, платить налоги. Я же не могу из-за их семейных скандалов остановить работу. Я на тот момент даже не знал, кто останется со мной работать. В 17 году мне пришлось без его присутствия снять деньги и потратить на расходы завода. За подделку подписи он в суд на меня подал в 2020 году. Думаете, он три года об этом не знал»,- рассказывает предприниматель.
Несмотря на трудности, через три года после начала строительства, завод запускают. В этом же, 2019 году Чжу Цзунбяо заподозрил напарника в крупном обмане.
« У нас есть своя электрическая станция, стоимостью 6-7 миллионов долларов. Когда Кэ Цзядун из Китая закупал кабели, трансформатор, он обманул нас по стоимости. Например, закупил за миллион, написал миллион двести. Двести себе в карман. Я его на этом поймал. Мы в Китае ранее заключили договор, если кто будет воровать, возвращать будет в 20 раз больше. Своровал, например, 1 доллар, возвращай 20. Я сказал, что он не должен работать. Его старший брат поговорил со мной, я предложил ему работать со мной, вместо Кэ Цзядун. Он согласился. В 2019 году, в июле Кэ Цзядун написал, что свою долю передает своему брату, и к заводу отношения не будет иметь. Несмотря на то, что он много своровал, мы выплатили ему полмиллиона долларов. Позже из учредителей ушел и его старший брат»,- рассказывает Чжу Цзунбяо.
Через год, по словам Чжу Цзунбяо Кэ Цзядун возвращается в Казахстан и начинает подавать на компаньона в суды. Суд первой инстанции признал гражданина КНР Чжу Цзунбяо виновным по статье «Присвоение и растрата вверенного чужого имущества в крупном размере» и назначил 7 лет условно. Апелляционный суд скосил условный срок до 3 лет. Кассационная коллегия направило дело на новое рассмотрение в судебную коллегию по уголовным делам Шымкента.
«Фактически Кэ Цзядун не мог иметь статуса потерпевшего по уголовному делу, так как согласно решению межрайонного специализированного экономического суда города Шымкент, вступившего в законную силу, он не имел права обращаться в правоохранительные, судебные органы, как учредитель, так как сделка купли-продажи доли уставного капитала в ТОО «Амир-А» отменена. Дальше в постановлении кассационной коллегии ВС РК, указывается на нарушение апелляционной коллегии, о том что якобы не соблюдена ст. 24 УПК РК «отсутствие полноты и объективности исследования обстоятельств, то есть, не проведена экономическая экспертиза. Разъясню: проведенная органом следствия экспертиза апелляционной инстанции Шымкентского городского суда была признана незаконной, по причине наличия неустранимых нарушений при назначении и проведении экспертного исследования. При согласно п.8 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан №4 от 2006 года, конкретно предусматривается тот момент, что суд не обязан собирать доказательства виновности или невиновности подсудимого.»,- объясняет адвокат Руслан Хасимов.
Сторона защиты сообщила, что экспертиза проведенная органом уголовного преследования, была признана незаконной, так как следователь назначивший экспертизу начал собирать документы, доказательства по делу в период прерывания сроков расследования. Уголовное дело, со слов адвоката началось после того, как Чжу Цзунбяо потребовал с Кэ Цзядун вернуть, по условиям учредительного договора, 20% акции.
У ТОО «Амир-А» два учредителя Амирбекова и Чжу Цзунбяо, остальные к компании отношения не имеют. У ТОО «Sin Yuan Steel» 17% имеет Чжу Цзунбяо, 13% Амирбекова, остальные 70% Кэ Цзядун, 20 из которых фактически принадлежат Чжу Цзунбяо. Для того, чтобы Кэ Цзядун вышел из состава учредителей, они ему ежемесячно оплачивают его долю. Общая сумма 5 миллионов, из которых более трех миллионов ему выплатили. Однако, после вынесения постановления уголовной коллегии, в прошлом году, Кэ Цзядун разорвал эти договоренности»,- рассказывает адвокат Руслан Хасимов
Сторона защиты считает, что этот корпоративный спор должны были урегулировать между собой компаньоны, также отметил, что два года назад Кэ Цзядун и Чжу Цзунбяо подписали договор, что не станут преследовать друг друга судами.